Школьный этап, несомненно, переломный период и в жизни ребенка, и в жизни родителей. Дети, которые выпускаются из детского сада одной группы, как правило, уже находят себе друзей и подруг, просясь с ними в один класс. Родители могут договориться об этом с директором или наоборот предлагают ребенку пойти в класс, в котором он никого не знает, объясняя это тем, что в социуме, ребенок не всегда будет находиться с теми людьми, с которыми он дружит или общается. Ситуация двоякая и требует разъяснения, по причине адаптации, которая возникает у детей.
Как же помочь ребенку адаптироваться к школе?
Рассмотрим несколько рекомендаций:
- Обсуждайте с ребенком его чувства и переживания насчет школы. Покажите, что вы готовы его выслушать и поддержать.
- Посетите школу заранее, покажите ребенку классы, кабинет учителя и игровые площадки. Это поможет снизить тревогу.
- После школы обговаривайте учебный день, чтобы ребенок ощущал вашу поддержку и понимание.
- Помогайте ребенку знакомиться с одноклассниками. Возможно, организуйте встречи с будущими друзьями после школы.
- Придерживайтесь четкого расписания для утренних сборов, обеда и домашних заданий. Это даст ребенку чувство стабильности.
- Содействуйте тому, чтобы ребенок сам собирал свой портфель и готовил уроки. Это повысит его уверенность.
- Подчёркивайте положительные моменты, отмечайте успехи и достижения, даже самые маленькие.
- Говорите о том, что его ждет в школе: новые уроки, новые дружбы и возможности для развития.
Если возникают трудности, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогам или психологам!
Но что же делать, если возникают сложности с учителями?
- Обсудите с ребенком, в чем конкретно возникают трудности. Попробуйте понять его точку зрения.
- Постарайтесь поговорить с учителем. Выразите ваши наблюдения и чувства, но делайте это в вежливой и конструктивной форме. Несомненно, любая мама увидев или услышав, что ее ребенка кто-то обидел, как бы грубо не звучало «разнесет» обидчика в пух и прах. Но, учитель — это педагог, здесь необходима субординация. Прежде чем импульсивно защищать ребенка, изначально спокойно узнайте информацию о ситуации и со стороны ребенка, и со стороны учителя.
- Если необходимо, организуйте встречу с учителем, чтобы обсудить ситуацию и найти пути решения.
- Поддерживайте ребенка эмоционально. Напоминайте ему, что важные изменения требуют времени.
- Если учитель адекватный (а в наше время этого может и не быть) и идет на диалог, попросите учителя уточнить как он видит ситуацию со своей стороны и его рекомендации, как лучше всего поддержать ребенка в данной ситуации.
- Если это возможно, найдите общий язык с учителем, чтобы совместными усилиями помочь ребенку адаптироваться и справляться с трудностями.
- Если проблемы не решаются, возможно, стоит обратиться к школьному психологу или администрации для получения дополнительной помощи.
Помните, что важно действовать в интересах ребенка и стремиться к конструктивному решению!
Родитель, сталкиваясь с проблемами ребенка с учителями и сверстниками, должен стремиться занять нейтральную и поддерживающую позицию. Важно прежде всего выслушать ребенка, дать ему возможность выразить свои чувства и мнения относительно ситуации. Постарайтесь понять его точку зрения, не осуждая и не вытаскивая на поверхность собственные эмоции. Не торопитесь делать выводы. Рассматривайте ситуацию со всех сторон.
Понимание контекста поможет избежать необъективности и предвзятости. Попробуйте оценить поведение и действия как ребенка, так и взрослых (учителей). Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне, но это не означает, что вы должны автоматически становиться на его защиту в любой ситуации. Поддержка должна заключаться в том, чтобы помочь ему разобраться в ситуации и найти возможные решения.
Научите ребенка решать конфликты и общаться с другими. Это включает в себя умение выражать свои чувства, ставить границы и находить компромиссы.
Таким образом, родитель должен быть сторонником ребенка, поддерживать его эмоционально и помогать справляться с проблемами, оставаясь при этом объективным и открытым к диалогу с учителями и сверстниками.